Grim Fandango Remastered: свет с того света
Со старыми играми есть одна большая проблема – их тяжело запустить. С другими медиаформатами такого нет: кино, даже снятое в позапрошлом веке, вы без труда можете посмотреть, книгу прочитать можно, написанную, еще до нашей эры, а вот с играми – неа. Хотите перепройти хит 2002-ого года, вышедший эксклюзивно для Game Cube? Ну, берите Game Cube. Другого варианта не будет – если игру специально не переиздадут для современных платформ, потратив прилично времени и денег. Этот феномен короткой игровой памяти, наверное, еще будет изучен, но факты на лицо – свершения прошлого в настоящее пробираются нечасто. Так что спешите ловить каждый такой огонек, перебравшийся из забытого мира в наш, современный. В данном случае даже и не огонек – а целый пожар, разбушевавшийся пятнадцать лет назад.
Grim Fandango – вообще удивительная вещь. Метафора сама на себя – в игре дело происходит между жизнью и смертью – стала таковой и для квестов: именно на Grim Fandango пришелся водораздел до эпохи всевластья квестов и после их печального заката. Grim Fandango последний великий квест LucasArt – и первый, который в свое время сподобились ругать. Этакий «из тени в свет перелетая»; одновременно конец одной эпохи и начало новой.
В игре, в общем-то, происходит то же самое, что и за ее пределами: бесконечное вращение между жизнью и смертью. Главный герой, Мэнни Калавера умер. Однако ж, не совсем – он зацепился работать в департаменте Смерти туристическим агентом. Его задача – сопровождать умерших в последний путь: из департамента ребят надо переправлять в Девятый мир – окончательное место обитания погибших. Загвоздка в том, что кто хорошо вел себя при жизни, тот добирается с ветерком на оккультной версии «Сапсана». А кто плохо – через тернии к Смерти. Мэнни, разумеется, падают на голову клиенты, которым, как Моисею, до Девятого мира неплохо бы сорок лет ходить. Вот и мучайся – а еще и начальство капает, ставя в пример какого-то везучего недоумка. Отчаявшись, Мэнни решается на хитрость – перехватить одного из «легких» клиентов.
Сюжет в Grim Fandango как вызывал чувство легкой элегии, так и продолжает – «черный» юмор никак не перебивает эту светлую тоску, вызванную пониманием: да, мы все не вечны. Особенно не вечны технологии: игра вышла в революционном (и, как выяснилось, похоронном) для квестов 3D, что, конечно, сказалось: все угловатое, приплюснутое, грубое. Графику подтянули – можно даже сравнить: одной кнопкой переключиться на старую версию. Разница на лицо: в игре появились тени, обновили текстуры, а также подправили свет. На iPad игра смотрится достойно, но преклонный возраст все же не удалось замазать – видны, видны местами старческие морщинки в виде неуклюжих моделей персонажей.
Управление, которое чуть не похоронило игру, на сенсорном экране не вызывает нареканий – даже жалеешь, что в момент релиза Grim Fandango не было таких технологий: глядишь, и пошло бы все по-другому. Что еще нового? Ну, перезаписали музыку – с участием симфонического оркестра. На каждом углу теперь аудиодневники разработчиков – можно послушать.
Сама игра, конечно, не поменялась и это замечательно – квесты лучше не трогать. Загадки превосходные: решить их нынешнему игроку тяжело, но стоить только пораскинуть мозгами, как все встанет на свои места. А если не встанет, то не проблема – первые прохождения Grim Fandango были написаны еще до рождения некоторых из вас.
Grim Fandango Remastered – большой подарок. Это не только отличный способ предаться ностальгии, но еще и вспомнить: все когда-то кончается. И Grim Fandango, и великая эпоха квестов и даже наша жизнь. Напоминание распространяется в App Store за 599 рублей.